Как правильно работать с деколью

Для наклейки деколи, нужно вырезать необходимый фрагмент орнамента, приготовить емкость с теплой, но не горячей водой, опустить вырезанный декор в воду, через 1 минуту проверить, происходит ли отслоение лака с рисунком от бумажной основы, если есть отслоение, то вынуть образец на бумажной основе, поднести к месту переноса рисунка, придержать лак пальцем, а бумажную основу вытянуть аккуратным движением в противоположенную сторону.

После того, как лак с изображением оказался на изделии, необходимо отцентровать рисунок на изделии, пока есть вода между лаком и поверхностью глазури. После центровки аккуратными движениями от центра к краям пытаемся тщательно выгнать воду и воздух из под лака. Это легче сделать мягким резиновым шпателем, или любым плотным и эластичным инструментом, который не будет рвать лаковую поверхность. После того, как лак плотно пристал к поверхности без визуальных следов воды и пузырьков под ним, его нужно протереть сухой тряпкой и оставить изделие для естественной сушки на 4-6 часов в теплом помещении, после этого изделие можно обжигать.

Температура обжига для фаянса 785-820 градусов, для фарфора 830-860°C

Качество готового изделия зависит от качества наклейки на изделие, так как плохо выгнанная вода и микро пузырьки воздуха могут при обжиге лопаться и образовывать проплешины и раковины на краске. Чаще меняйте воду при больших объемах работы, так как грязная вода может давать брак при обжиге.

При наклейке длинных элементов орнамента учитывайте, что при разглаживании лака происходит небольшое увеличение длины. Зная об этом, нужно при стыковке декоров производить разглаживание в противоположенную сторону, что бы не происходили нахлесты декоров.

Обжиг деколей. Поднимаем температуру не больше чем + 2-3°C в минуту (за 2 - 4 часа) до 450°C - на этой температуре сгорает практически вся органика из красок и лака. До этой температуры очень важна интенсивная вентиляция (если нет системы подачи воздуха, ситуацию может исправить не плотно закрытая дверь до момента завершения выгорания органики). От 450 до 860°C - подъем температуры может быть немного интенсивнее, но в некоторых случаях требуется температурная полочка в 10-15 минут на температуре около 570°C (начинается перекристаллизация кварца) - этот момент важен как при наборе температуры, так и при остывании печи.  На максимуме выдержка 10 - 15 минут. 

Для того, чтобы перекристаллизация прошла успешно, температуру в печи следует снижать медленно и постепенно. Ни в коем случае нельзя открывать печь до тех пор, пока она не остыла до температуры около 150 - 200°C. Слишком быстро остывшие изделия покроются цеком - многочисленными трещинами на поверхности глазури и разорванным изображением.

Ошибки обжига

Полное или частичное отслоение краски от черепка.

Причины - Коэффициенты термического расширения (КТР) глазури и краски сильно не совпадают. Это особенно проявляется при плотном красконаложении.

Разбрызгивание краски вблизи декора.

Частицы краски отделяются во время обжига от декольного декора и ложатся вблизи него в виде брызг. Причины - Остатки декстрина, расположенные местами на или под деколью, особенно при плотном наложении. Рекомендации - Деколь хорошо отракелевать и после переноса аккуратно промыть (лучше чистой водой), чаще менять воду, применять фиксатив для лучшего схватывания деколи с черепком.

Искажение цвета в процессе обжига (камерные печи).

Причины - Неравномерное распределение температуры в печи, особенно неблагопрятно для температурочувствительных красок, таких как Cd/Se-краски, пурпурные. Слишком плотная садка и, как следствие, неравномерность нагрева. Рекомендации - Обжигать такие чувствительные декоры только в определенном месте печи (например, в центре). Разуплотнить садку.

Серые / черные места.

Окрашенные поверхности имеют серые, коричневатые до черного затенения. Причины - Нет полного выгорания органики, краски растекаются до выгорания связующего и лака, например, в случаях низкотемпературных стекольных красок или безсвинцовых стекольных красок. Плохое проветривание и циркуляция в печи, для выгорания органики слишком мало кислорода, возможно, из-за плотной садки.

Матовые места и матовые пятна на декольных декорах.

Причины - Высокая концентрация декстрина в воде для размягчения деколей. После переноса деколи вода удалена не полностью. Рекомендации - Чаще менять воду. После переноса деколь вытереть досуха, при необходимости, влажную дополнительно вытереть.

Наколы/вскипания на окрашенной поверхности.

Причины - Деколь плохо отракелевана. Температура сушки перенесенной деколи перед обжигом слишком высока, образуются пузыри. Дефекты поверхности глазури, краска не может туда затечь при плавлении, часто наблюдается для красок с высоким поверхностным натяжением расплава, например, кобальтсодержащих. На матовой поверхности прилегание деколи недостаточно, образуются пузыри между глазурью и деколью. Деколь слишком долго хранилась. Растворители и умягчители почти полностью улетучились. Использование пластиковой прокладки между листами деколей. Она может вбирать в себя растворители и умягчители из лака и делать деколь хрупкой. Рекомендации - Деколи аккуратно отракелевать. Не превышать температуру 40°C при сушке деколи. Применение умягчителя воды, применение фиксатива.

Короткие/длинные трещины.

Длинные или короткие трещины на окрашенной поверхности. Причины - Краска относительно глазури имеет более высокий КТР. Это часто наблюдается при плотном наложении. Краска более тугоплавка, чем нижележащая краска или глазурь (декорирование бон-чайна, витреос-чайна, майолики). Окрашенная поверхность не может согласованно растянуться во время обжига и трескается до расплавления. Тонкие, едва видимые трещины на глазури, краска трескается в процессе обжига из-за термического растяжения и далее согласованно не растекается (трещины нагрева на закругленном канте, трещины охлаждения на остром канте). Деколь была надломана перед или в процессе нанесения/обработки, краска трескается особенно при плотном наложении, краска не может согласованно растекаться во время обжига. Прокладочная бумага имела складки, которые отпечатались на деколи.


История деколи

Деколирование – это один из способов декорирования керамической, а также стеклянной поверхностей при помощи рисунка на бумажной основе, “переводимого” на декорируемую поверхность и закрепляемого на ней путем высокотемпературного обжига.

Такой способ декорирования был изобретен в середине XVIII века французом Франсуа Равенетом, изначально он придумал способ художественного оформления медных тарелок, который позже был дополнен, а в качестве основы стали использовать керамику. Франсуа для своих деколей использовал папиросную бумагу, на которую наносил рисунок при помощи различных красок. Для нанесения деколи он нагревал медную тарелку и плотно прижимал к ней папиросную бумагу с рисунком, после чего бумага осторожно снималась, а рисунок оставался на поверхности тарелки. Для того чтобы рисунок сохранился на медной поверхности, тарелку нужно было покрыть специальным лаком, который обеспечивал надежную фиксацию. До изобретения деколирования декор изделий осуществлялся исключительно вручную, а изобретение Симона Равенета стало первым шагом на пути к массовому производству изделий из керамики и стекла с художественным декором.

Производство декорированных изделий стремительно росло. Известно, что уже в 1756 году англичане из Ливерпуля Джон Сэдлер и Гай Грин смогли деколировать рисунками 1200 плиток за 6 часов работы. Плитка предназначалась для облицовки колокольни. Если бы при декорировании плиток использовалась ручная роспись, то подобная работа заняла бы недели, а то и месяцы. Так что, деколь перевернула представления о возможностях производства в керамической и стеклянной отраслях.

В 1750-1760-х годах Роберт Хэнкок начал активно использовать метод декорирования Равенета. Используя технологию деколи, он создал лучшие работы этой эпохи. Его ученик Томас Тернер открыл свою мастерскую и в 70-х годах XVIII века разработал самый узнаваемый и продаваемый рисунок всех времен: "Willow Pattern", или "Blue Willow", как мы его называем сегодня. Впоследствии Томас Минтон усовершенствовал дизайн Willow. Некоторые источники свидетельствуют, что именно Томас Минтон был истинным автором гравюр в стиле Willow, но и сторонники этой версии согласны с тем, что именно по заказу Тернера были разработаны эти гравюры. Т. Минтон использовал тот же дизайн на своих керамических изделиях, и во многом благодаря этому они стали столь популярными. Сегодня изделия с деколью в стиле "Blue Willow" имеют большую коллекционную значимость и художественную ценность.

В начале XIX века был внедрен ряд инноваций, существенным образом повлиявших на использование техники деколи в декорировании керамических и стеклянных изделий. В 1796 году Алоис Сенефелдер изобрёл процесс литографической печати (плоская печать). Затем, в 1820 году Анри Fourdriner изобрел машину, которая могла делать бумагу, а в 1840 году братьями Пратт был разработан метод печати с использованием разнообразных цветов. До этого возможно было нанесение только одного цвета, т.е. монохромная печать.

Не смотря на все достижения, тогда никто не предполагал, что метод деколирования станет таким популярным. Этому способствовало изобретение литографии и разноцветной печати, что позволило наносить на изделия огромное разнообразие орнаментов и рисунков. Так в 1875 году насчитывалось около 300 видов рисунков, а спустя 2 года число их достигло 10 000.

До массового внедрения деколи в фарфоро-фаянсовой промышленности только состоятельные граждане могли позволить себе красиво оформленную посуду с богатой росписью и чудесными сюжетами из-за очень высокой стоимости подобных изделий. Теперь же красивую керамику могли себе позволить практически все. Этот факт способствовал развитию отрасли, однако, несмотря на масштабное увеличение производства, спрос на красивую, украшенную фарфоровую, фаянсовую и прочую продукцию всё равно значительно превышал предложение.

Постепенно техника деколи совершенствовалась как с технической, так и с эстетической стороны. Декорирование современной продукции подразумевает использование современных технологий: компьютеризированных систем печати, графических редакторов, которые позволяют создавать восхитительные по красоте рисунки и наносить их на различные керамические, стеклянные, металлические изделия. Между первой «переводной картинкой», придуманной в 1750 году, и нынешними шаблонами нет практически ничего общего; единственное, что их объединяет – красота!